В пресс-релизе от 14 января 2014 года компания Яндекс сообщила о подписании партнерского соглашения с еще одной социальной сетью. На этот раз расширилось сотрудничество с сетью Facebook, которая открыла для Яндекса все публичные данные сервиса. До этого аналогичный доступ к данным Фейсбука получила только одна поисковая система – Bing.
Яндекс индексировал страницы сообществ и пользователей и раньше, но теперь для индексации станут доступны публикации и комментарии, оставленные пользователями из России, Беларуси, Украины, Турции и Казахстана. Почти сразу после публикации свежие посты будут доступны на blogs.yandex.ru. Также Яндекс добавит в результаты поиска видеоролики и свежие статьи, вызвавшие наибольший интерес среди участников социальной сети Фейсбук. При этом для ранжировки будет учитываться локальная популярность материалов.
Пока что возможность просмотра публичных данных доступна только в поиске по блогам, но вскоре данный контент будет добавлен в выборку результатов основного поиска системы.
Подробности сделки не раскрываются, но в TechCrunch утверждают, что соглашение подписано на некоммерческой основе. Предположительно, реал-тайм доступ будет предоставлен на взаимовыгодных условиях. Сделка позволит улучшить результаты поиска на Яндексе, например, в тех случаях, когда пользователи ищут данные о свежих событиях.
Для Фейсбук’а это соглашение позволит существенно укрепить свои позиции в русскоязычном интернете. Предоставление Яндексу возможности индексировать микроблоги и блогохостинги является средством продвижения социальной сети в России и СНГ, где на сегодняшний день лидирует сеть ВКонтакте. Открыв для поисковой системы публичные записи и профили пользователей, Фейсбук надеется улучшить представление о своей социальной сети у пользователей региона.
Соглашение с Фейсбук’ом стало очередным шагом в разработке полноценной системы социального поиска Яндекса. Работа в этом направлении была начата еще в феврале 2012 года. Тогда был запущена бета-версия сервиса, позволяющего искать информацию в социальных сетях. Спустя некоторое время для Яндекса стала доступна информация Тwitter'а, открывшего полный доступ к данным (firehose) для российской поисковой системы.
Следует отметить, что в отношениях с Фейсбуком у Яндекса есть и противоречия. Напомним, что негативную реакцию со стороны руководства Фейсбук вызвал сервис Wonder, представленный Яндексом в январе 2013 года. Это приложение для iPod Touch и iPhone позволяло считывать активность друзей пользователей, основываясь на данных, опубликованных ими в социальных сетях Twitter, Facebook, Foursquare и Instagram. Приложение обрабатывало данные обо всем, что вызывало интерес пользователей – музыка для прослушивания, посещение определенных мест, просмотр новостей и т.д.
Однако уже спустя 3 часа после запуска сервиса доступ для приложения Wonder на Фейсбуке закрыли. Специалисты социальной сети аргументировали свою позицию изменениями в политике использования данных, принятыми в декабре 2012 года. Спустя некоторое время руководство Фейсбук окончательно утвердило решение о закрытии доступа к своей социальной сети для приложения Wonder. Тем не менее, это решение не повлияло на сотрудничество с компанией Яндекс по другим направлениям. Напомним, что партнерские отношения Яндекса и Фейсбук были начаты еще в 2010 году.